Водокат Оригинальная конструкция модели амфибии, которая по воде передвигается так же хорошо как и по суше. Идея создания земноводного судна давно занимает умы судостроителей. Нужда в нем весьма велика. Главное — подобрать универсальный движитель. А что если попробовать использовать колесо? Это ведь самый распространенный движитель для сухопутного транспорта. Гребные колеса с лопастями приводят в движение суда, но вот по земле на них не поедешь. А не могут ли совершенно гладкие колеса двигать судно по воде? Оказывается, могут, причем такое судно — не плывущее, а именно катящееся по воде — уже было построено. Создал его Эрнст Базен, и в августе 1896 г. оно было испытано на реке Сене вблизи Парижа. Катящийся пароход Базена состоял из стальной рамы, которая крепилась на осях огромных пустотелых дисков-колес. Размеры их весьма внушительны: диаметр 10 м при 3-метровой толщине. Всего таких колес было шесть. Каждая пара приводилась в движение отдельной паровой машиной мощностью 50 л. с. Однако колеса были предназначены отнюдь не для движения судна. По мысли изобретателя, они должны были за счет вращения разрезать воду и уменьшать тем самым сопротивление движению судна. Одновременно колеса служили поплавками, на которых и держалось над водой все это сооружение. Вперед же судно двигалось при помощи еще одной машины мощностью 550 л. с, вращавшей гребной винт. «Водокат» Базена развил скорость 20 узлов — практически такую же, что и океанские пароходы, но изобретателя это не смутило. Он заявил, что идея использования дискообразных колес для уменьшения сопротивления воды отнюдь не ошибочна, просто нужно сделать колеса еще большего размера. При этом Базен утверждал, что если увеличить их диаметр до 22 м, то скорость судна достигнет 32 узлов! И хотя в последующие годы учеными были найдены другие весьма эффективные способы увеличения скорости хода судов, идея Базена не забыта. В последнее время появилось немало предложений по использованию судов-водокатов для перевозки грузов в районах мелководий, на реках и озерах. Сокращение погрузочно-разгрузочных операций, возможность выходить на берег по слипу и преодолевать пороги и перекаты по суше — все это может сделать такие суда даже более перспективными, нежели аппараты на воздушной подушке, расходующие пока слишком много топлива при сравнительно небольшой грузоподъемности. В прошлом происходило испытание судна, по обоим бортам которого установлены цилиндры. При вращении они не только приводят его в движение, но и создают подъемную силу, в результате чего гидродинамическое сопротивление значительно уменьшается, а скорость увеличивается. Такому судну не страшны бревна-топляки и прочие плавучие предметы, поскольку цилиндры свободно перекатываются по ним. Если же надеть на цилиндры резиновые шины, то судно сможет запросто «выходить» на берег и двигаться по дорогам. Конструкторы судна утверждают, что достигнутая им крейсерская скорость в 75 узлов может быть удвоена и даже утроена за счет усовершенствования профиля цилиндров и повышения скорости их вращения. Во Франции для туристских целей используется колесный корабль-амфибия, который представляет собой 52ух тонное алюминиевое судно. Его скорость на суше 14 км/ч, на воде — 9 узлов. Модель подобного судна вы можете сделать, используя в качестве пустотелых дисков-колес большого диаметра пластмассовые баночки-упаковки из-под зубного порошка (см. рис).
Прежде всего изготовьте корпус. Его отличают простые — «рубленые» — обводы, поэтому его легко выпилить и собрать как из фанеры, так и из тонкого листового полистирола. Крепления для колесных осей вырежьте из жести и прибейте к корпусу из фанеры мелкими гвоздями либо выпилите заодно с боковыми панелями. Второй способ годится и в том случае, если модель делается из полистирола. Так же выпилите и склейте кабину, а на палубный люк установите две створки на петлях из обыкновенной липкой ленты. Под ними будет располагаться батарея питания. Ходовая часть модели состоит из трех пар катков, надетых на оси из полистироловых спиц для вязания толщиной 5 мм. Крышки баночек необходимо заклеить клеем «Момент-1» (это повысит их водонепроницаемость), смазать клеем оси и, надев на них баночки, распаять электро-выжигателем концы спиц. Не забудьте, что между креплениями осей и баночками-катками нужны снижающие трение шайбы из тонкой жести или полистирола. Перед запуском модели смажьте их машинным или касторовым маслом. Привод модели фрикционный, на переднюю пару колес, от микроэлектродвигателя МПД-1 в полистироловом корпусе. Вал двигателя с надетым на него резиновым валиком выводится наружу через отверстие в корпусе и кабине и, касаясь одного из колес, приводит во вращение всю пару. Тяговые характеристики модели можно повысить, надев на обода катков резиновые полоски, приклеенные клеем «Момент-1». Поскольку двигатель на модели смещен от центра тяжести к борту, его необходимо с противоположной стороны уравновесить грузом. Установите простейший тумблер-переключатель (они имеются в продаже в магазинах радиотоваров), батарейку питания и окончательно уравновесьте модель на воде. Окраска и отделка моделей особых трудностей не вызовет. Баночки-колеса можно окрасить нитроэмалевой краской. Наносить ее надо не кисточкой, а окуная колеса в ванну из консервной банки — в этом случае покрытие получается особенно гладким, ровным и блестящим. Полистироловый корпус лучше оставить белым, а фанерный хорошо окрасить масляной краской, особенно если перед этим пропитать его разогретой олифой. «Остекление» на модели можно сделать из цветной пленки или черной фотобумаги, покрыв ее лаком, а различные мелкие декоративные детали — фары, прожекторы, радиаторные решетки и т. д. — взять от пришедших в негодность игрушек.
Источник: http://hobby-live.ru/Content/models/ship/amfibia.html
|