«В какой-то момент, - рассказывает один из участников исследования Хуан Эскобар (Juan Escobar), - мы просто были напуганы... Хочется сказать, что это явление – совсем не повод отказаться от использования скотча в быту». Разматываясь, скотч испускает свет – и рентгеновское излучение.
Впрочем, явление это известно довольно давно и называется триболюминесценцией. Такое люминесцентное свечение возникает при растирании, раскалывании или раздавливании кристаллов. При достаточно «грубом» вмешательстве кристалл разрушается, причем некоторые частицы случайным образом оказываются несущими больше положительных зарядов, а некоторые – отрицательных. Между ними проскакивают разряды, под воздействием которого вещество и начинает испускать излучение. Триболюминесценция была открыта еще самим Френсисом Бэконом в 1605 г., который заметил, что если перетирать кусковой сахар в полной темноте, можно заметить небольшое свечение. Понятно, что долгие годы природа этого явления была полной загадкой.
Ну а честь находки подобных свойств у клейкой ленты принадлежит советским ученым, описавшим этот феномен еще в 1953 г. Хуан Эскобар упоминает этот факт, «однако, - говорит он, - мы были крайне скептически настроены по отношению к этому довольно старому эксперименту, давшему довольно неожиданные результаты». Его команда и решила перепроверить опыт, разумеется, проведя все измерения уже на современном уровне. (Если вы не знали, само слово «скотч» произошло от... оскорбления. Читайте об этом: «Больше клея».)
Все подтвердилось; более того, заменив одну из металлических стенок вакуумной камеры куском пластика (прозрачного для рентгеновских лучей), ученые сумели даже сделать простейший рентгеновский снимок пальца.
С его помощью вполне можно сделать рентгеновский снимок, скажем, пальца. Они провели и аккуратные измерения всего происходящего. А их анализ показал, что лишь 0,01% всех разрядов участвуют в создании излучения. Каждая из рентгеновских вспышек длится не более нескольких наносекунд и несет около 15 КэВ. Это, кстати, вдесятеро выше, чем в более ранних экспериментах. А поскольку энергия излучения напрямую зависит от заряда, образующегося при разматывании скотча, выходит, этот скотч оказался намного более «заряжен». «Мы не можем в точности объяснить, отчего наш скотч оказался так заряжен,» - поясняет Эскобар. Странно и то, что клейкий слой на скотче представляет собой аморфную жидкость, а отнюдь не кристалл. Объяснить все эти непонятные свойства пока не удается.
Если же Эскобар с коллегами, в конце концов, выдвинут свою теорию, то, возможно, мы увидим их в будущем списке лауреатов ИгНобелевской премии.
Правила использования материала!
|